Модест Мусоргский. «Песни и пляски смерти», сцены из опер

Концертный зал

23.03.2019 / сб. / 19.00Сезон 2018-2019


Модест Мусоргский. «Песни и пляски смерти», сцены из опер

Фестиваль к 180-летию со дня рождения Модеста Мусоргского. Второй концерт проекта «Один сюжет – два взгляда». При участии солиста Большого театра Петра Мигунова
0+

23 марта. «Песни и пляски смерти»

4-й концерт Четвертого абонемента «Юбилейные даты»

Модест Мусоргский. К 180-летию со дня рождения 
«Песни и пляски смерти» (оркестровка Дмитрия Шостаковича)
Солист – Пётр МИГУНОВ (бас)
Сцены из опер «Борис Годунов» и «Хованщина»
Солисты: Николай КУРБАТОВ (баритон), Михаил БАРАШЕВ (тенор), Станислав БЕЛАВИН (бас), Вадим ТАРАКАНОВ (баритон), Олег ТРОФИМОВ (тенор), Геннадий ШИРОБОКОВ (тенор), Никита АНДРЕЕВ (бас)

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

В 1877 году Мусоргский создает цикл вокальных пьес, объединенных общим сюжетом: смерть является к представителям разных сословий и возрастов. Из большого количества первоначально намечавшихся сцен осуществлены были четыре. Они и составили цикл, получивший название «Песни и пляски смерти». Произведение получило подлинно трагическое звучание. Это уже не «картинки», а целые жизненные драмы. Смерть является к людям под различными масками, привлекая их к себе обманом и глумясь над ними.

Полуфантастический образ Смерти стал у Мусоргского воплощением зла на земле, всего того, что мешает человеческому счастью. «Песни и пляски смерти» – одно из самых глубоких и философски насыщенных сочинений в своем жанре.

* * *

Работа над «Борисом Годуновым» была начата в октябре 1868 года. Либретто Мусоргский написал сам. Он изучил множество исторических документов и консультировался с историком Н.И. Костомаровым. По завершении работы в 1869 году театральный комитет отверг оперу. Еще через три года, в 1872 году, дирекция императорских театров не приняла и новую редакцию «Бориса Годунова». Тогда к процессу подключилась знаменитая оперная певица Ю.Ф. Платонова, настояв на включении нескольких сцен в программу ее бенефиса в 1873 году. Премьера «Бориса Годунова» состоялась 8 февраля 1874 года на сцене Мариинского театра. Успех у публики был оглушительным, но критики и коллеги-музыканты в большинстве своем оперу так и не приняли. Особый язык выражения сюжетов в музыке был им слишком непривычен и непонятен. «Годунов» шел до 1882 года, после чего был снят с репертуара.

В 1901 году, в связи с переходом в Большой театр Шаляпина, состоялось возобновление «Бориса Годунова» в редакции Римского-Корсакова. В 1905 году спектаклем дирижировал сам Рахманинов. Шаляпин немало способствовал закреплению «Бориса Годунова» в репертуаре Большого, равно как и пропаганде оркестровой редакции Римского-Корсакова. Сам Федор Иванович считал «Бориса Годунова» своей любимой оперой.

* * *

«Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем не менее талантливо. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в период работы над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал Стасов, которому Мусоргский и посвятил сочинение.

После смерти композитора в 1881 году рукопись «Хованщины», как и все остальные рукописи, перешла к Римскому-Корсакову, который взялся за подготовку ее к публикации. Он оказался перед необходимостью сократить оперу до размеров, приемлемых для постановки, а также оркестровать ее. «Хованщина» была отклонена дирекцией императорских театров, когда Римский-Корсаков, завершив оперу, впервые предложил ее к постановке в 1883 году. В 1886 году он добился восьми представлений в исполнении кружка любителей. Премьера в Мариинском театре состоялась лишь в 1911 году с участием Шаляпина.

 

Алексей Львов. К 220-летию со дня рождения
Концертный зал 29.12.2018 / сб. / 19.00 Алексей Львов. К 220-летию со дня рождения Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Владислава Чернушенко
Александр Бородин. Богатырская симфония и сцены из «Князя Игоря»
Концертный зал 02.02.2019 / сб. / 19.00 Александр Бородин. Богатырская симфония и сцены из «Князя Игоря» К 185-летию со дня рождения композитора. При участии солиста Большого театра Петра Мигунова
Второй фортепианный концерт Сен-Санса, Stabat Mater Россини
Концертный зал 07.03.2019 / чт. / 19.00 Второй фортепианный концерт Сен-Санса, Stabat Mater Россини Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Александра Чернушенко. При участии солиста Большого театра Петра Мигунова