Вечер музыки Модеста Мусоргского

Концертный зал

20.03.2019 / ср. / 19.00Сезон 2018-2019


Вечер музыки Модеста Мусоргского

Фестиваль к 180-летию со дня рождения Модеста Мусоргского. Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Дениса Лотоева
0+

20 марта. К 180-летию Мусоргского

К 180-летию со дня рождения Модеста Мусоргского
«Ночь на Лысой горе», фантазия для симфонического оркестра
«Иисус Навин», библейская сцена для солистов, хора и оркестра
Солисты: Людмила СИДЕНКО (меццо-сопрано), Николай КУРБАТОВ (баритон)
«Поражение Сеннахериба» для хора и оркестра
«Картинки с выставки», сюита в оркестровке Сергея Горчакова

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Денис ЛОТОЕВ

В «Ночи на Лысой горе» Мусоргский обратился к области народных поверий и сказаний. Он нарисовал музыкальную картину шабаша, посвятив каждую часть какому-либо действу: сбору ведьм, их сплетням, поезду Сатаны и его «поганой славе». Весь этот шабаш он представил в виде дикого, разгульного пляса. Подспорьем в написании музыки для Мусоргского служили различные книги, посвященные народным верованиям.

Композитор гордился тем, что сочинение получилось «российским», «самобытным», форма его не была подсказана европейскими образцами. «Ночь на Лысой горе» была написана в 1867 году за 12 дней, причем без черновиков. Но композитора ждало разочарование: Балакирев, лидер «Могучей кучки», остался недоволен произведением и потребовал переработки. Мусоргский наотрез отказался что-либо изменить. Уже после смерти автора Римский-Корсаков создал окончательную версию композиции, которая имела огромный успех.

* * *

В начале 1867 года Мусоргский обратился к волновавшей его с юных лет героике Востока. В числе небольших вокальных пьес композитора появилась развернутая композиция «Поражение Сеннахериба» для смешанного хора с оркестром. Мусоргский сам составил текст, изложив в ритмованной прозе содержание первых трех строф одноименного стихотворения Байрона из «Еврейских мелодий».

В библейском сюжете Мусоргский выделил и сопоставил два образа: дикий ассирийский набег и леденящий сумрак смерти. В музыке автору превосходно удалось соединить дикий восточный элемент и суровый ритм. Через семь лет Мусоргский вновь вернулся к «Поражению Сеннахериба» и сделал второе, «улучшенное по замечаниям Владимира Васильевича Стасова» изложение хора.

* * *

В 1874 году по инициативе Владимира Стасова была организована посмертная выставка произведений художника Виктора Гартмана (1834–1873). Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти умершего друга. «Картинки с выставки» – самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским.

Фортепианный цикл был создан за три недели июня 1874 года. Ему повезло больше, чем музыкальной картине «Ночь на Лысой горе», – коллеги по творческому содружеству «Могучая кучка» одобрили этот цикл. «Картинки с выставки» были опубликованы только в 1886 году, уже после смерти Мусоргского. Яркость образов, их живописность подталкивали к оркестровому воплощению «Картинок». Блестящее оркестровое воплощение «Картинок с выставки», созданное Морисом Равелем, стало столь же популярным, как и фортепианная версия произведения.

Оркестровка советского дирижера и педагога Сергея Петровича Горчакова, осуществленная в 1954 году, менее известна широкой публике, чем оркестровка Равеля, однако, имеет своих поклонников. Курт Мазур впервые исполнил ее в 1968 г. и записал в 1991 г. Эта версия, как отмечают специалисты, «полна русской мощи и мужественного величия». К настоящему времени существует более 40 оркестровок и переложений «Картинок с выставки» для оркестра, сольных инструментов и ансамблей.